Гомеопатия в вопросах и ответах. Часть 1

Александр Мартюшев, руководитель проекта

Вопросы по гомеопатии рождаются и у врачей (как начинающих, так и опытных), и у пациентов (как потенциальных, так и уже находящихся на лечении у врача-гомеопата). Вопросы просят ответов. Ответов живых, рожденных годами практики.  

По этой причине «Русская Школа Гомеопатии» открывает новую регулярную рубрикуГОМЕОПАТИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ, где будут публиковаться ответы на вопросы руководителя проекта Мартюшева Александра Васильевича.

ВОПРОС

Если у человека преобладают проблемы психологического характера (например, он длительно пребывает в стрессовой ситуации или не может справиться с последствиями ранее перенесенного стресса) ему есть смысл обратиться к гомеопату? Или это область компетенции исключительно психологов?

ОТВЕТ

Не любой психологический дискомфорт нужно устранять с помощью гомеопатических лекарств. Если человек самостоятельно не может справиться с психологической проблемой, ему определенно нужна профессиональная помощь. И начинать нужно с психолога, психотерапевта.

Гомеопатическое лечение необходимо, если стрессовая ситуация (психологический дискомфорт) приводит к появлению значимых телесных, физических симптомов (психосоматическое состояние). Кроме того, если есть нарушение психических функций (восприятие, мышление, эмоции, поведение), и психолог (психотерапевт) не справляется с коррекцией. Бывает довольно сложно разделить, является ли проблема чисто психологической, педагогической или медицинской — но врач-гомеопат должен уметь это делать.

ВОПРОС

Как по-Вашему можно охарактеризовать человека, идеально подходящего для роли врача-гомеопата?

ОТВЕТ

Ганеманн писал, что для того, чтобы заниматься гомеопатией, нужно «отложить в сторону субъективность и предубеждения, знать человеческую природу, обладать внимательностью и тактичностью». Лучше сформулировать невозможно. Кроме этого, нужна мотивация, желание работать, много читать и изучать, критически относиться к себе.

ВОПРОС

Зачем нужно учиться пользоваться реперторием? Разве недостаточно изучения Материи Медика и знания портретов лекарств?

ОТВЕТ

Материя Медика представляет собой набор симптомов данного лекарства у разных людей, в ней нет никакого портрета, но есть очень много по-разному сформулированных разнообразных реакций жизненной силы на один стимул (лекарство). Гомеопатический метод предполагает подбор лекарства для конкретного болезненного состояния конкретного пациента — мы идем от пациента к лекарству. В сущности, мы должны определить, у какого лекарства есть определенное сочетание симптомов. Реперторий как раз и показывает у каких лекарств есть тот или иной симптом (это рубрика). Сочетание рубрик дает выбор лекарства, у которого представлены все искомые симптомы.

ВОПРОС

Оценить, работает ли аллопатическое лекарство, легко: было высокое давление — стало нормальное; голова болела — перестала; был запор — разрешился. С гомеопатическими лекарствами дело обстоит так же?

ОТВЕТ

И с аллопатическими, и с гомеопатическими лекарствами все не так просто. Организм не переходит скачкообразно из одного состояния в другое, всегда есть промежуточное состояние разной длительности. Но задачи лечения в аллопатии и гомеопатии одинаковые — уменьшить страдание (дискомфорт и функциональные ограничения). Аллопатический подход не учитывает целостность организма, предполагая, что таблетка «от головы» действует только на голову, источник головной боли — только голова, у всех головная боль одинаковая.

Гомеопатия рассматривает дискомфорт как сигнал, который нужно анализировать с точки зрения индивидуальных особенностей организма (и самого сигнала). Выбранное гомеопатическое лекарство представляет собой информационный стимул — получив этот стимул, организм меняет свою деятельность так, чтобы сигнал (боль) не возникал.

ВОПРОС

Можно ли давать гомеопатию в скоропомощных случаях (травмы, инфаркт, инсульт, острый живот) в ожидании приезда скорой? Какой эффект можно ожидать?

ОТВЕТ

У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. С одной стороны, есть масса случаев, когда в острых ситуациях до приезда скорой гомеопатические лекарства прекрасно работают и улучшают состояние. С другой стороны, когда мы пытаемся дать гомеопатическое лекарство пациенту в остром состоянии, мы не знаем предысторию, не знаем какие состояния привели к этой ситуации, не знаем уровень жизненных сил и способности организма реагировать на стимулы — это может привести к ухудшению состояния или к каким-то непредсказуемым изменениям.

ВОПРОС

Есть ли физические и/или психологические критерии, по которым можно понять, поможет ли конкретному человеку гомеопатия? Что может стать поводом порекомендовать человеку выбрать другой метод лечения? Есть ли ограничения у гомеопатического метода?

ОТВЕТ

Гомеопатическое лекарство — информационный стимул, который действует на любые биологические системы (и растения, и клеточные культуры, и беспозвоночные животные, и высшие животные), находящиеся в уязвимом (болезненном) состоянии. Но для того, чтобы белые шарики стали гомеопатическим лекарством, нужно определить, в чем проявляется болезнь (есть ли страдание), каковы индивидуальные особенности болезни у данного индивидуума, какая совокупность симптомов описывает это состояние.

У человека нужно выявить симптомы — а для этого он сам должен этого хотеть, уметь наблюдать за собой, настроиться на совместную работу. Если по каким-то причинам человек не хочет сотрудничть, наблюдать за собой, ему лучше выбрать другой метод, где всего этого не требуется, где он может быть пассивным наблюдателем процесса лечения.

Ограничения гомеопатии — это резкое снижение запаса жизненной силы, когда она не может отреагировать на информационный стимул.