Как работает гомеопатический препарат. Отвечает наука

Гомеопатические лекарства работают?

Ответ «да» дадут люди, которым этот метод принес облегчение, и врачи-гомеопаты, убедившиеся в целительном действии препаратов на многих своих пациентах.

Ответ «нет» исходит как от активных противников гомеопатии «априори» («этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»), так и от людей с научным складом ума, отрицающих возможность действия того, «чего нет».

Главный аргумент противников гомеопатии: гомеопатические препараты отличаются только названием. В остальном — все они по своему химическому составу абсолютно одинаковые (вода или водно-спиртовая смесь, или сахарная крупка). А, значит, бессмысленно ожидать от них специфических лечебных эффектов, кроме эффекта плацебо. Действительно, в гомеопатических препаратах средних и высоких потенций нет молекул исходного вещества, все они успевают покинуть раствор в результате многократных разведений. В препаратах низких потенций их ничтожно мало.

Но! Служит ли отсутствие молекул исходного вещества в препарате достаточным аргументом «лженаучности» гомеопатии? Действительно ли можно считать все гомеопатические лекарства одинаковыми с физико-химической точки зрения? В настоящее время огромное количество ученых — физиков, химиков, молекулярных и системных биологов, отвечают на эти вопросы уверенным «нет».

Гомеопатические лекарства работают! А вопросы, на которые мировая наука дает все новые ответы звучат следующим образом:

  1. Что служит активным действующим началом гомеопатического препарата?
  2. Как это «начало» работает? С какими «мишенями» оно взаимодействует? Какие механизмы вовлечены в разнообразные биологические эффекты гомеопатических лекарств?

Но прежде чем погрузиться в научно обоснованные ответы на эти вопросы, озвучим первый контраргумент, касающийся попыток противников гомеопатии свести все ее документированные эффекты к плацебо. Действенность гомеопатии неоднократно подтверждена в экспериментах на животных и растениях. И даже более того — на клеточных и молекулярных моделях. О каком плацебо-эффекте в этих случаях может идти речь?!

1. Действующее начало гомеопатического препарата

Что способно вызывать разнообразные изменения в организме на субмолекулярном, молекулярном, клеточном, тканевом и системном уровне? Вещество, энергия, информация. Под веществом понимается химический субстрат, состоящий из одинаковых или разных атомов и молекул. Под энергией — физическая величина, «мера различных форм движения и взаимодействия материи». Например, энергия механических и звуковых колебаний, энергия химических превращений, энергия электромагнитных полей и др. А информация — это, согласно Н. Винеру — «не материя и не энергия, информация — это информация». Но в качестве «носителя» пользующаяся как материей, так и энергией. Например, акустическая волна — это энергия. Если произвести ее фазово-частотную модуляцию, «безликая» волна может превратиться в речь или иной информационно-значимый сигнал для тех организмов, которые способны его распознать.

Другой пример. Книга — это бумага, клей и типографские краски. Совокупность этих химических веществ будет действовать на живые существа более или менее одинаково. Но на умеющих читать эта совокупность окажет совсем иной эффект. Потому что книга — это не только вещество, это прежде всего информация, использующая материальную составляющую в качестве носителя. 

Т.е., и вещество, и энергия могут стать носителями информации (подобно книгам, акустическим волнам или флэшкам). Если информация разная, то несмотря на одинаковый носитель, эффект от ее воздействия не будет одним и тем же.

Вернемся к гомеопатии. Да, исходно для приготовления разных препаратов используются одинаковые носители (вода, спирт, сахарная крупка). Но эти носители входят в контакт с разными веществами. И даже если в готовом лекарстве самих этих веществ не остается, то остаются их «следы». Они отнюдь не абстрактны. Значимым научным аргументом в защиту гомеопатии стали доказательства индивидуальной вещественно-энергетической составляющей этих «следов». А также — факт их взаимодействия с химическими структурами и физическими полями внутри организма, приводящего к разнообразным биологическим эффектам.

«Следы» на воде

Вода, несмотря на простую химическую формулу, отнюдь не простое вещество. Ее молекулы способны формировать разнообразные, устойчивые во времени структуры. Их индивидуальные характеристики зависят от того, что послужило причиной их образования (растворенные вещества, акустические и электромагнитные поля). Благодаря этой особенности вода умеет «помнить» свои «контакты» и является прекрасным носителем и передатчиком биологически значимой информации.

Стартовым ингредиентом для получения гомеопатического препарата служит матричная настойка исходного вещества (растительного, животного или минерального происхождения). От нее берется одна часть и смешивается с 10-ю (или 100) частями растворителя (воды или водно-спиртовой смеси). Полученный раствор встряхивается определённое количество раз. Затем из него снова берется одна часть, смешивается с 10-ю (или 100) частями растворителя и энергично встряхивается. Эта процедура многократно повторяется. Количество повторений дает нам степень разведения (или потенцию) готового препарата.

В препаратах высоких потенций в финале не остается молекул исходного вещества, но остаются его «следы» в виде изменений структуры и физико-химических свойств растворителя. Эти изменения происходят как в непосредственной близости, так и на значительном расстоянии от молекул растворенного вещества и зависят от его свойств.

Это не теория. В ряде экспериментов с использованием различных физических методов (термолюминисценции, ядерного магнитного резонанса, инфракрасной и рамановской спектроскопии) достоверно установлены различия в структуре высоких разведений гомеопатических лекарств и чистого растворителя. Эти различия, в том числе, касаются типов и силы водородных связей между молекулами воды.

В формировании «следов» вещества на растворителе важнейшую роль играют интенсивные многократные встряхивания раствора на каждом этапе. Называются они «потенцированием» или «динамизацией» и необходимы для увеличения целебной силы препарата. Эксперименты подтвердили: повторное сильное встряхивание действительно влияет на характер взаимодействие между молекулами воды и растворенного в ней вещества.

Научные исследования «следов» привели к созданию двух теоретических моделей «памяти воды»: первая — «кластеры с водородными связями» (постоянство информации обеспечивают водородные связи); вторая — квантово-электродинамическое излучение (к сохранению и передаче информации причастна т.н. «согласованная вода» — сферические области сцепленности, в которых все молекулы воды вибрируют в унисон с окружающим электромагнитным полем).

Кластеры воды

В рамках этой модели в роли активного действующего начала — переносчика информации о растворенном веществе — выступает сеть водородных связей между десятками и сотнями молекул воды — т.н. кластеры. Их существование подтверждает инфракрасная спектроскопия и рентгеновская дифракция. 

Кластеры сохраняют свою структуру длительное время (намного превышающее время жизни водородной связи) и продолжают существовать после того, как молекулы вещества, ставшие причиной их формирования, удаляются из раствора. Эксперименты показали, что энергию, необходимую для своей «долгой жизни», водные кластеры черпают из процесса встряхивания (динамизации).

Существует и ряд других умозрительных и подтвержденных экспериментально теорий, объясняющих характер «следов» вещества на молекулах воды и механизм их образования.

Молекулы воды — это не просто химические структуры, это еще и электрические диполи. Поэтому они способны «запоминать» и передавать особые конфигурации электромагнитных полей.

Подведем итог. Активным действующим началом, индивидуальным для каждого гомеопатического препарата, служит «след», оставляемый исходным веществом на молекулярной и вибрационной структуре растворителя (воды или водно-спиртовой смеси). Этот «след» настолько стабилен, что сохраняется даже на пропитанной раствором сахарной крупке (т.н. гомеопатических глобулах).

Человек (или другое живое существо) принимает гомеопатическое лекарство, эти активные «следы» оказываются внутри и начинают действовать. Перед учеными встают следующие вопросы: с какими мишенями в организме они взаимодействуют? С помощью каких механизмов?

2. Механизмы действия гомеопатического препарата

Как работает обычное лекарство? Связывается со своей мишенью и вызывает цепочку физико-химических превращений на молекулярном, клеточном, тканевом и системном уровне, ведущих к ощущаемым пациентом эффектам. В роли «мишени» выступают:

  • рецепторы (на поверхности и внутри клеток; в том числе, ядерные рецепторы);
  • ионные каналы на мембране клеток;
  • ферменты внутри и вне клеток, а также другие органические и неорганические вещества — кислоты, металлы и пр.;
  • чужеродные организмы (вирусы, бактерии, простейшие, гельминты) и др.

Например, аспирин (ацетилсалициловая кислота) уменьшает воспаление, жар, боль и образование тромбов, блокируя фермент (циклооксигеназу), причастный к образованию целого ряда веществ, ответственных за развитие воспаления и всех его проявлений. А гормон инсулин «открывает двери» клеток для глюкозы за счет соединения с клеточным рецептором и запуска каскада реакций.

Можно ли использовать уже известные механизмы действия аллопатических лекарств для объяснения эффектов гомеопатии? Однозначно, да для гомеопатических препаратов низких потенций, содержащих очень малое количество исходного вещества. Такие препараты, также как обычные лекарства, соединяются с рецепторами (в месте попадания в организм или перемещаясь к своим мишеням с током крови и лимфы), запуская каскад реакций, ведущих к лечебному эффекту.

Тот факт, что концентрация исходного вещества в таких препаратах ничтожно мала, ученых не смущает. Ведь известно, что биологические системы очень чувствительны, и даже низкие концентрации веществ могут вызывать значимые эффекты. А факт «инверсии эффектов» (когда, например, одно и то же вещество в низких концентрациях усиливает какой-либо эффект, а в высоких — подавляет, или наоборот) тоже не новый и признается современной фармакологий.

С препаратами высоких разведений дело обстоит сложнее. Они не содержат конкретное вещество, которое способно добраться до своей «мишени», связаться с ней и запустить каскад реакций. Но зато они несут «следы» этого вещества (в виде, например, вышеупомянутых кластеров воды), и им вполне по силам воздействовать на известные науке рецепторы, ферменты, ионные каналы и пр. В результате гомеопатические препараты, как и их аллопатические «коллеги», могут влиять на активность ферментов, экспрессию генов (процесс «материализации» генетической информации), скорость проведения нервного импульса и др. Вот некоторые экспериментальные подтверждения этой идеи:

1. Гомеопатические лекарства могут включать или выключать гены, чья избыточная активность или, напротив, пассивность причастна к развитию болезни (в том числе, к онкологии).

2. Гомеопатические препараты способны превращать неактивную форму ферментов в активную, тем самым обеспечивая возможность протекания химических реакций. в организме может происходить только при участии ферментов.

Но, весь спектр гомеопатических эффектов не удается объяснить только с помощью известных науке местных механизмов взаимодействия между лекарством и его мишенью. Ведь гомеопатический препарат имеет двойственную вещественно-энергетическую природу. Информация, закодированная в параметрах электромагнитных полей, попадая в организм, влияет не на отдельные его мишени, а на электромагнитную сеть организма в целом. К изучению взаимодействий такого рода уже привлекаются системные подходы, объединяющие знания различных дисциплин: квантовой физики, химии, биофизики, молекулярной биологии, системной биологии. Примером таких подходов служат рожденные в XX веке теория систем и синергетика.

Живые организмы — это сложные системы

Они нелинейны, далеки от состояния равновесия, очень чувствительны к слабым сигналам извне, при условии, что эти сигналы оказываются информационно-значимыми. Эти характеристики помогают понять новые грани действия гомеопатических лекарств. Как?

Проведем аналогию. Представим себе человека, пребывающего в «неустойчивом» состоянии выбора (говоря языком «теории систем» — в т.н. «точке бифуркации»). Такой человек становится очень чувствителен к внешним сигналам. Но не к любым, а к тем, которые могут помочь этот выбор сделать — т.е., стать знаками-подсказками на пути. Их сила и количество роли не играет. Важен смысл и подходящий момент. «Нужное слово» в «нужное время» способно «склонить чашу весов» в ту или иную сторону и предопределить жизненный выбор.

Предболезнь или болезнь — это тоже неустойчивое состояние «выбора» дальнейшего направления движения организма в сторону выздоровления или усугубления болезни. В роли «нужного слова» для исцеления может выступать слабый, но резонансный текущему состоянию организма сигнал. Например, подобное гомеопатическое лекарство.

Неслучайно в гомеопатии так важен принцип подобия («similia similibus curantur» — подобное излечивается подобным):

«Чтобы лечить верно, безопасно, быстро и надежно, подбирай в каждом конкретном случае только такое лекарство, которое может вызвать состояние, подобное тому страданию (homoion pathos), которое предстоит исцелять» (основоположник гомеопатии — С. Ганеман).

Неслучайно в научных гипотезах, объясняющих механизмы действия гомеопатических препаратов, часто используется принцип резонанса (стохастический резонанс, ионный циклотронный резонанс и др.).

Для реализации резонансных эффектов не нужен непосредственный контакт лекарства и «мишени», не важна сила воздействия. Отклик (так дословно переводится слово «резонанс») организма в целом может вызвать сигнал крайне низкой интенсивности. Но, повторимся, этот сигнал должен быть значим для организма.

Резонанс может сопровождаться значительным возрастанием энергии системы и делать возможным ее переход на качественно новый уровень работы — например, на уровень здоровья. В настоящее время явлению биологического резонанса в науке и медицине уделяется большое внимание.

Нелокальные взаимодействия

К объяснению действия гомеопатических препаратов привлекаются теории квантовой физики.

Для квантовых объектов характерен особый тип взаимодействий, именуемый «запутанностью» или «сопряженностью». По сути это означает, что между объектами, кажущимися отдельными, существует нелокальная связь, благодаря которой все, что происходит с одним объектом, мгновенно сказывается на состоянии другого, даже если они разделены во времени и пространстве. Недавние исследования показали, что нелокальные взаимодействия могут быть присущи не только квантовым объектам.

В гомеопатии нелокальные связи теоретически возможны как между исходным веществом и гомеопатическим препаратом, так и между препаратом и пациентом. Первые оказываются причастны к объяснению метода получения лекарства. Вторые — к пониманию принципов и механизмов его действия на пациента. Некоторые ученые предлагают добавить к двум названным связям третью составляющую — врача-гомеопата.

3. Жизненная сила в гомеопатии

Можно ли провести аналогию между изученными наукой местными и системными механизмами, и представлениями классической гомеопатии?

Согласно последним действие гомеопатического препарата опосредуется присущей организму жизненной силой.

Очевидно, что не получится свести ее эффекты к тому или иному известному науке механизму. И даже к сумме потенциальных претендентов. Ведь жизненная сила — это категория целого. А целое — есть нечто большее, чем сумма составляющих его частей.

В науке этот принцип называется — «эмерджентность» («возникающий, неожиданно появляющийся»). Он обозначает появление у системы свойств, не присущих ее элементам в отдельности или, другими словами, несводимость свойств системы к сумме свойств ее компонентов. Аналогами «эмерджентности» служат понятия «холизм», «системный эффект», «синергичность».

***

… Гомеопатия работает. Для объяснения ее системных эффектов только науки (со всеми ее понятиями и инструментами), оказывается недостаточно. Для выхода на новый мета-уровень познания необходимы новые подходы, новый язык, новая наука, где на первый план выходит главный инструмент познания — человек-ученый. И его качества — осознанность, внутренняя целостность, устремленность ко все более глубокому пониманию себя и мира. Качества, обучению которым уделялось много внимания в системах подготовки врачей традиционной медицины.